Рассмотрим структуру урока открытия нового знания...

Уроки по ФГОС основываются на системно-деятельностном подходе. Такие уроки можно разделить на следующие типы:
·         уроки введения («открытия») нового знания;
·         уроки рефлексии;
·         уроки общеметодологической направленности;
·         уроки развивающего контроля.
Рассмотрим структуру урока открытия нового знания. Некоторые темы будут пополняться ресурсами в 2019-20 учебном году, так как апробация  разработанных материалов продолжается и дополняется новыми.
1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности
Главная задача этого этапа — создать такие условия, чтобы ученик внутреннее собрался, подготовился и нацелился на «покорение новых вершин». Учитель должен затронуть все три пласта мотивации:
·         «хочу» — вызываем интерес к уроку, к деятельности;
·         «надо» — подводим ученика к осознанию важности и необходимости нового знания;
·         «могу» — определяем тематические рамки познания, демонстрируем, что непосильных и сверхсложных задач не предвидится.
В  таблице представлены основные темы курса 5 класса, приемы для этапа мотивации и ресурсный материал.

Тема урока
Приём
Ресурсный материал
Раздел 1. Натуральные числа
Ряд натуральных чисел. 
Закодированная тема урока.
Цифры. Десятичная запись натуральных чисел.
Психологический настрой.
Отрезок. Длина отрезка. Ломаная
Закодированная тема урока.
Плоскость. Прямая. Луч
"Да-нет".
Шкала. Координатный луч
Эпиграф к уроку. Психологический настрой.
Сравнение натуральных чисел.
Прием "Светофор".
Раздел 2. Сложение и вычитание натуральных чисел
Сложение натуральных чисел. Свойства сложения.
Цитирование высказываний известных людей, пословиц или поговорок, загадок, притчи.
Вычитание натуральных чисел
Уравнение
Закодированная тема урока.
Решение уравнений
Закодированная тема урока. Анаграммы
Решение задач с помощью уравнений
Эпиграф к уроку. Психологический настрой.
Прежде чем решать задачу – прочитай условие
Жак Адамар
Угол. Обозначение углов
Измерение углов.
Закодированная тема урока.
Цитирование высказываний известных людей, пословиц или поговорок, загадок, притчи.
Французский писатель XIX столетия Анатоль Франц однажды заметил, что: «Учиться можно только весело. Чтобы переваривать эти знания, нужно поглощать эти знания с аппетитом».
Давайте сегодня на уроке будем следовать этому совету. Будем активны, будем поглощать знания с большим желанием, потому что они пригодятся вам в дальнейшей жизни. Желаю вам доброго дня и хорошего настроения.
Треугольник и его виды
Эпиграф к уроку.







Закодированная тема урока.
Сегодня проведу
У вас урок такой,
Который будет посвящен
Фигуре геометрической одной.
Слушайте меня внимательно,
На вопросы отвечайте,
Все, ребята, подмечайте,
Ничего не забывайте

Прямоугольник.
Эпиграф к уроку. Психологический настрой.
Удивительная страна - Геометрия!
Фигуры и линии в ней живут,
Меряют, чертят и узнают:
Периметр, площадь, длину, ширину,
Диаметр, радиус и высоту.
Скорей собирай своих знаний багаж!
Готовь поскорее простой карандаш!
Прямоугольник. Ось симметрии фигуры
Эпиграф к уроку. Психологический настрой.
Задача, конечно, не слишком простая:
Играя учить и учиться играя,
Но если с учебой сложить развлеченье,
То праздником станет любое ученье!
Раздел 3. Умножение и деление натуральных чисел
Умножение натуральных чисел
Эпиграф к уроку. Психологический настрой.






"Да-нет".
Чтобы спорилось нужное дело,
Чтобы в жизни не знать неудач,
Мы в поход отправляемся смело –
В мир загадок и сложных задач.
Не беда, что идти далеко.
Не боимся, что путь будет труден.
Достижения крупные людям
Никогда не давались легко. 
Презентация
Деление
Эпиграф к уроку.
Начать урок я хочу с вопроса к вам. Как вы думаете, что самое ценное на Земле? (выслушиваются варианты ответов учеников). Этот вопрос волновал человечество не одну тысячу лет. Вот какой ответ дал  известный  учёный Ал - Бируни:
«Знание – самое превосходное из владений. Все стремятся к нему, само же оно не приходит».
Пусть эти слова станут девизом нашего урока.
Степень числа
Психологический настрой.
Здравствуйте, друзья! Садитесь.
Мы урок наш начинаем,
Всем удачи пожелаем.
Вы друг друга поддержите
Постарайтесь, не ленитесь.
На 12 лишь трудитесь.
А дежурных прошу встать,
Кто отсутствует сказать. 
Прямоугольный параллелепипед
Закодированная тема урока.  Ресурс
Объём прямоугольного параллелепипеда
Раздел 4. Обыкновенные дроби
Понятие обыкновенной дроби
Эпиграф к уроку. Психологический настрой.
Дроби всякие нужны,
Дроби разные важны.
Дробь учи,
Тогда придет к тебе удача.
Коли будешь дроби знать
Точный смысл их понимать,
Станет легкой
Даже трудная задача.
Сравнение дробей
Цитирование высказываний известных людей, пословиц или поговорок, загадок, притчи.
Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями
Дроби и деление натуральных чисел
Эпиграф к уроку. Психологический настрой.
Дробь от числа хотим найти
Не надо никого тревожить                                                     
Нам надо данное число
На эту дробь умножить.
Если вы должны найти
Число по его дроби
То на дробь вы поделите
Значенье данной дроби.
Задачи на нахождение числа по его дроби.
Смешанные числа
Раздел 5. Десятичные дроби
Представление о десятичных дробях
Цитирование высказываний известных людей, пословиц или поговорок, загадок, притчи.
Сравнение десятичных дробей

Округление чисел. Прикидки
Сложение и вычитание десятичных дробей
Умножение десятичных дробей
Деление десятичных дробей
Цитирование высказываний известных людей, пословиц или поговорок, загадок, притчи.
Не нужно нам владеть клинком,
Не ищем славы громкой.

Тот побеждает, кто знаком

С искусством мыслить тонким.
Г. Уордсворт.


2 этап. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
Цель:  осознание потребности открытия новых знаний и умений. 
В  таблице представлены основные темы курса 5 класса, приемы для этапа актуализации и ресурсный материал.

Тема урока
Приём
Ресурсный материал
Раздел 1. Натуральные числа
Ряд натуральных чисел. 
Цифры. Десятичная запись натуральных чисел.
Отрезок. Длина отрезка. Ломаная
Прием "Лови ошибку". Ресурс
Плоскость. Прямая. Луч
Видеосюжет.
Ресурс
Шкала. Координатный луч
Графический диктант Ресурс
Сравнение натуральных чисел.
Мозговой штурм.
Ресурс
Раздел 2. Сложение и вычитание натуральных чисел
Сложение натуральных чисел. Свойства сложения.
Интеллектуальная разминка.
Ресурс
Вычитание натуральных чисел
Мозговой штурм.
Ресурс
Уравнение
Прием "Почини цепочку".
Ресурс
Решение задач с помощью уравнений
Лото.
Ресурс
Числовые и буквенные выражения. Формулы.
Блиц-опрос Ресурс
Угол. Обозначение углов
Измерение углов.
Прием "Лови ошибку".
Ресурс
Треугольник и его виды
Прямоугольник.
Инсерт.
Ресурс
Прямоугольник. Ось симметрии фигуры
Видеосюжет.
Ресурс
Раздел 3. Умножение и деление натуральных чисел
Умножение натуральных чисел
Графический диктант

Ресурс
Деление
Графический диктант
Ресурс
Степень числа
Круговые примеры Ресурс
Прямоугольный параллелепипед
Прием "Лови ошибку".
Объём прямоугольного параллелепипеда
Раздел 4. Обыкновенные дроби
Понятие обыкновенной дроби
Видеосюжет.
Ресурс
Сравнение дробей
Интеллектуальная разминка.
Ресурс
Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями
Прием "Почини цепочку".
Ресурс
Дроби и деление натуральных чисел
Лото.
Ресурс
Смешанные числа
Раздел 5. Десятичные дроби
Представление о десятичных дробях
Видеосюжет.
Ресурс
Сравнение десятичных дробей
Графический диктант  Ресурс
Округление чисел. Прикидки
Сложение и вычитание десятичных дробей
Прием "Почини цепочку".
Ресурс
Умножение десятичных дробей
Прием "Лови ошибку".
Ресурс
Деление десятичных дробей
Интеллектуальная разминка.
Ресурс
Среднее арифметическое. Среднее значение величины
Проценты                                    
Инсерт.
Ресурс
Нахождение процентов от числа
Мозговой штурм.
Ресурс
Нахождение числа по его процентам

3. Этап выявления места и причины затруднений.
Главная цель этого этапа: дать возможность ученикам осознать, в чем именно состоит затруднение, каких знаний, умений и навыков им не хватает для решения пробного задания.
Ниже представлены некоторые темы курса 5 класса, приемы для этапа выявления места и причины затруднений и ресурсный материал.

Тема: "Треугольник и его виды" - прием "Кластер".
Тема:  "Умножение натуральных чисел" - приём "Инсерт"

4. Этап построение проекта выхода из создавшейся ситуации
Основная цель этого этапа: формулировка главных целей и темы урока, выбор способа разрешения проблемы, выбор метода и средств.
5. Реализация построенного проекта
Главная цель этого этапа: ученики сами создают проект выхода и пробуют применить его на практике. 
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи
На данном этапе ученикам предлагается несколько типовых задач по новой теме. 

Промежуточный этап. Физминутка. Подборка интересных физпауз здесь.

7. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону
На данном этапе ученики самостоятельно выполняют типовые задания, проверяют их по предложенному эталону сначала сами, затем друг у друга.
8. Этап включения в систему знаний и повторения
Основная цель этого этапа: зафиксировать полученное знание, рассмотреть, как новое знание укладывается в систему ранее изученного, при возможности довести полученный навык до автоматизированности использования и подготовить учеников к дальнейшему погружению в тему.
9. Промежуточный этап, на котором формулируется домашнее задание
Можно предложить два варианта домашнего задания:
·         уже готовое домашнее задание с обязательной градацией по степени сложности.
·         ученики сами могут сформулировать домашнее задание, выбрать его тип (конструктивное, творческое, исследовательское), уточнить способы решения заданий.
Например, урок на тему "Умножение натуральных чисел",  ресурс

9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке
На данном этапе ученики соотносят цели, которые они ставили на уроке и результаты своей деятельности.
 Например. Тема: Умножение натуральных чисел. Приём "Синквейн".


  Подборка интересных приемов рефлексии здесь

Комментариев нет:

Отправить комментарий